Табачный дым враждует с полезными бактериями, но дружит с плохими

Курение - вред

Ученые давно убедились, что продукты, образующиеся при горении табака, негативно воздействуют на слизистую рта и разрушают зубную эмаль. Кроме того, они способны изменить баланс микрофлоры полости рта, усиливая действие вредных микробов.

Такие негативные последствия курения, обнаруженные учеными, точнее объясняют причины роста в среде курильщиков заболеваемости кариесом. Здесь кроме вреда от температуры дыма и разрушительного воздействия на эмаль его компонентов, добавляется нарушение микрофлоры, способствующее развитию стрептококков, способствующих кариесу.

Специалисты медцентра Лангона при нью-йоркском университете проводили анализ образцов микроорганизмов, полученных из мазков ротовой полости. При этом обследованы были более 1 200 жителей США старше 50 лет.

Участников отбирали примерно в равном количестве по трем категориям:

• активные курильщики;
  • те, кто вообще никогда не курил;
  • бывшие курильщики.

В результате выяснилось, что у курильщиков в микрофлоре рта в сравнении с некурящими участниками в гораздо бóльших количествах присутствовали бактерии 150 видов. К тому же у курящих участников было выявлено угнетение 70 разновидностей полезных бактерий.

Неуютно чувствовали себя в полости рта курильщиков полезные микробы рода Proteobacteria. Этих бактерий, обладающих способностью обезвреживать табачные токсины, у курильщиков в ротовой полости оказалось в 2,5 раза меньше.

При этом количество стрептококков у курящих участников эксперимента было заметно увеличено. А ведь именно их результаты жизнедеятельности являются разрушительными для зубной эмали, выступая в качестве основной причины кариеса.

Ученым также удалось выявить, что восстановление до нормальных показателей баланса бактерий происходит не ранее чем через 10 лет после отказа от курения. К тому же нарушение баланса микрофлоры в полости рта может повысить не только риск развития кариеса, но и многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, в том числе и онкологических.

*